3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все работы розового периода по годам

«Розовый» период

«Розовый период» в творчестве Пикассо был относительно недолгим (с осени 1904 года до конца 1906-го) и не вполне однородным. Однако большое количество картин отмечено светлым колоритом, появлением жемчужно-серых, охристых и розово-красных тонов; появляются и становятся доминирующими новые темы – актеры, акробаты, атлеты. Цирк Медрано, располагавшийся у подножия Монмартрского холма, безусловно, давал массу материала для художника. Театральность во многих ее проявлениях (костюмы, акцентированные жесты), разнообразие типов людей, прекрасных и безобразных, юных и взрослых, будто вернули художника в мир несколько преображенных, но реальных форм, объемов, пространств; образы вновь наполнились жизнью в противоположность персонажам «голубого периода».

Уже на выставке в галерее Серюрье (25 февраля — 6 марта 1905 года) были показаны картины, знаменующие начало нового этапа творчества мастера: «Актер» и «Сидящая обнаженная». Также к началу «розового периода» относятся замечательные «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын». Одним из признанных шедевров этого периода является полотно «Семейство комедиантов», которое отличает также и значительный размер (более двух метров по высоте и ширине) и соответствующая ему амбициозность замысла.

Интерес к классической форме проявился в «Обнаженных» 1906 года. Образы молодых людей, женщин (например, в «Мальчике, ведущем лошадь» или в «Туалете») демонстрируют красоту и редкую в творчестве Пикассо безмятежность, что вполне укладывается в традиционную эстетику прекрасного.

Однако в том же 1906 г. путешествие в Испанию, в Госоль — небольшую деревню в каталонских Пиренеях — дало толчок новым поискам художника. Лицо, которое стремится стать маской уже дает знать об этих импульсах.

Все работы розового периода по годам

Пока в душе Пабло Пикассо бушевали страсти и отчаяние, порожденные самоубийством близкого друга Карлоса Касагемаса, его картины окрасились в глубокие синие оттенки. В один из мрачных дней «Голубого периода» товарищ художника, Макс Жакоб, сделал предсказание: «Все линии на твоей ладони будто ответвляются от линии удачи. Она — словно первая искра фейерверка; такая четкая звезда встречается очень редко и только у тех, кому предначертаны большие свершения». Трудно сказать, обладал ли Макс каким-то мистическим даром, но эти слова вскоре стали воплощаться в жизнь. Наступала пора перемен. В 1904 году Пабло Пикассо справился с депрессией, переехал в Париж и ступил на тропу, которая повела его к великой славе.

На момент возвращения в Париж Пикассо было 23 года. Первым делом после приезда художник снял себе жилье на Монмартре — в доме №13 на улице Равеньи. Странное полуразрушенное здание, которое представляло собой «дерево, жесть, грязные стекла и торчащие в разные стороны печные трубы», местные жители прозвали Бато Лавуар — «плавучая прачечная». Здесь располагалось тридцать мастерских, на которые приходился единственный кран — и тот с холодной водой.

Компанию Пикассо составили белая мышь и две собаки — фокстерьер Гат и дворняга Фрика. Постоянный хаос, разруха и вечные гости-испанцы — так выглядела обитель Пикассо. В этот период Пабло много работал, искал себя и экспериментировал. Пробовал даже заняться боксом, но быстро к нему охладел. Голубой цвет все еще главенствовал в его картинах, но постепенно на холстах стали проступать новые оттенки: свежие и очаровательно розовые, словно отблески зарождающегося восхода — признаки зажегшихся на горизонте лучиков перемен.

4 августа 1904 года в городе разразилась гроза. Пикассо направлялся домой, когда ему на пути встретился бездомный котенок. Художник, у которого дома и так уже собрался целый зверинец, решил подобрать животное — и в этот же день нашел ему хозяйку. При подходе к «прачечной» он столкнулся с промокшей до нитки девушкой. Ее необычайная красота поразила Пабло, и в качестве приветствия он… сунул ей в руки котенка. Оба расхохотались, и Пикассо пригласил красавицу к себе в студию. Ее звали Фернанда Оливье (настоящее имя — Амели Ланг), она стала первой женщиной в жизни Пикассо, которую он по-настоящему полюбил. Незнакомка надолго оставалась не только обожаемой любовницей, но и музой, наполнявшей вдохновением серые будни художника.

Фернанда и Пикассо были ровесниками. Девушка родилась в Париже, в еврейской семье шляпочников. Хотя на момент знакомства Фернанда жила с другим испанским художником — Иоахимом Суньером, роман с Пикассо разгорелся в первый же день их знакомства. В путаных фактах биографии, рассказанных ей самой, были истории о двух неудачных замужествах и ребенке, пропавшем бесследно вместе с первым мужем.

Пабло впервые за долгое время почувствовал себя действительно счастливым: статная очаровательная девушка, на которую заглядывались мужчины, проводила с ним все дни и ночи. Это тешило его самолюбие и поднимало до небес самооценку. Рядом с ней он чувствовал себя желанным, нужным и мужественным.

Фернанда позже так вспоминала их знакомство: «…в нем не было ничего особенно соблазнительного, однако его настойчивость, выражавшаяся буквально во всем, привлекала к себе внимание. Его невозможно было отнести к какой-то категории людей, но то сияние, тот внутренний огонь, какой чувствовал в нем всякий, порождал своего рода магнетизм, которому я была не в силах противиться».

Читать еще:  Описание цветка роза

Для Фернанды эти отношения были чем-то естественным и понятным: она и до этого встречалась с мужчинами и даже бывала замужем. Но для Пикассо, который впервые переживал серьезные чувства, все было в новинку. В том числе и ревность. Постепенно его сердце стал наполнять страх, что Фернанда может уйти от него к другому (хотя поводов для этого, судя по всему, не было).

Пабло стал ревновать ее ко всем без разбору: продавцам, прохожим, коллегам-художникам. Он хотел упрятать ее подальше от всего белого света. Фернанда позже писала об этом периоде: «Помнит ли еще Пикассо юную подругу, которая часто позировала ему? В ту пору она месяцами не могла выйти из дому, так как ей не во что было обуться. Помнит ли он зимние дни, когда приходилось оставаться в постели, так как было не на что купить угля, чтобы обогреть ледяную мастерскую? А маленькие праздники? И стопки книг, купленных у букиниста на улице Мартир? Мне необходимо было чем-то занимать себя — Пикассо, с его болезненной ревностью, держал меня взаперти. Но у меня были чай, книги, диван и почти отсутствовали домашние обязанности, так что я была счастлива, очень счастлива».

Несмотря на кромешную нищету, молодые люди любили друг друга и находили счастье в самых простых вещах. В их тесном жилище художник соорудил алтарь имени Фернанды. Постамент состоял из деревянного ящика, обитого красной тканью, на нем стояли ее портрет, голубая ваза с искусственными цветами, и здесь же хранилась белая льняная блуза. Именно в ней Фернанда была в первый день их знакомства. Своим легким нравом и оптимизмом девушка прекрасно уравновешивала непростой характер Пикассо. Вместе с ее появлением в жизнь художника впервые пришли стабильность и гармония с самим собой.

Пикассо и Оливье прожили вместе почти десять лет: от этого периода осталось большое количество портретов Фернанды и разнообразных женских образов, написанных с нее.

«Сидящая обнаженная», 1905 год

«Лежащая обнаженная», 1906 год

«Женщина с хлебами», 1906 год

Внезапная любовь и романтические настроения окрасили полотна Пикассо в новые цвета. Постепенно угрюмых нищих и стариков сменили жизнерадостные циркачи, арлекины и акробаты — персонажи, с которыми он знакомился в цирке Медрано около Монмартрского холма. Теперь главным цветом его картин стал выразительный жемчужно-розовый.

Смысловой подтекст тоже поменялся: в сюжетах появились нежность, трогательность сопереживания и «неуловимая хрупкость момента». «Розовый период» длился всего два года (с 1904 по 1906 год) и стал знаковым переходом от «личного» творчества, наполненного эмоциями и переживаниями, к смелым и новаторским экспериментам в искусстве, которые вскоре принесут Пикассо всемирную славу.

«Семья комедиантов», 1905 год

«Сидящий Арлекин», 1905 год

«Акробат и юный Арлекин», 1905 год

«Мальчик с трубкой», 1905 год

«Мать и сын», 1905 год

Калеки и убогие, которые раньше представали на картинах в удручающих синих и черных тонах, сменились бродячими артистами и циркачами. Теперь Пикассо видит людей вокруг не через призму депрессии, а через новые «розовые» очки. И пусть их жизнь несовершенна, пусть в ней есть грусть, суровый быт и нужда — художник принимает своих героев такими, какие они есть: сильными и немощными, счастливыми и подавленными, нелепыми и трогательными. Главное, образы вновь наполнились жизнью, тьма «Голубого периода» постепенно отпускает художника. Что интересно, Пикассо часто изображал в роли Арлекина самого себя (например, в картине «В кабаре Лапин Агиль»), а в роли других персонажей — своих друзей.

«Автопортрет с палитрой», 1906 год

«В кабаре Лапин Агиль, 1905 год

Образ самого Пикассо тоже трансформировался. На автопортретах «Розового периода» он молод, полон сил и вдохновения. Формы композиции просты, во взгляде чувствуется уверенность, одухотворенность и жажда жизни.

Один из главных шедевров «Розового периода» — картина «Девочка на шаре». На ней изящная юная девушка, улыбаясь, балансирует на шаре. Рядом с ней на массивном кубе восседает крупный широкоплечий атлет. Красота здесь проходит по тонкой грани: между мужской силой и хрупкой женственностью, стабильностью и гибкостью, фундаментальностью и легкостью. Но самое главное заключается в том, что они — девочка и атлет — неделимы: в любой момент фигурка на шаре может потерять равновесие и упасть, но в версии Пикассо атлет обязательно удержит ее. А, если представить, что девушки на картине нет, юноша-атлет покажется бесконечно одиноким.

Стоит заметить, что дни «Розового периода» не были сплошь усыпаны розами и любовными воздыханиями. Оптимистичные ноты в жизни и творчестве Пикассо действительно появились, но и бытовые трудности никуда не пропали. Художник, который по-прежнему живет впроголодь, продолжает искать себя и свое место в этом мире: картины не покупают, денег на жизнь не хватает, амбиции зашкаливают. В поисках вдохновения Пикассо даже отправляется (с двадцатью франками в кармане) в Голландию, по возвращении откуда его ждет знаковое событие — знакомство с Лео и Гертрудой Стайн, которое становится предвестником глобальных перемен в жизни художника. Обеспеченные американцы с ходу покупают у Пикассо картину «Девочка с цветочной корзинкой» и буквально за руку вводят его в круг парижской богемы, среду авангардных идей и новейших художественных течений.

Читать еще:  Обрезка вьющихся роз осенью

Позже Гертруда Стайн так описывала их знакомство: «Пикассо все больше и больше становился французом, потому и начался его «розовый» или «арлекинский» период. Потом он освободился от этого цирка и изящной французской поэзии, он освободился от них так же, как освободился от «голубого периода», и вот тогда-то, в конце «арлекинского периода», я и познакомилась с ним Первой его картиной, которую мы купили, была «Девочка с цветочной корзиной». Она была написана на взлете этого «арлекинского периода» и исполнена изящества, тонкости и очарования. Потом мало-помалу его рисунок отвердевал, линия становилась жестче, колорит мощнее, что естественно, поскольку он уже был не юношей, а мужчиной».

Встреча с Гертрудой Стайн и ее братом предвосхитила другое важное событие: Апполинер Гийом привел в мастерскую Пикассо владельца картинной галереи Амбруаза Воллара. К неподдельному шоку всех присутствовавших он изъявил желание купить у Пикассо тридцать картин за две тысячи франков. В то время на такую сумму можно было безбедно прожить три года.

Счастье уверенно постучало в дверь художника. Отмечать удачную продажу картин Пабло и Фернанда отправились на родину художника — в Испанию, где путешествовали по местам юности Пикассо, встречались с родственниками и старыми знакомыми. Наконец-то он доказал сам себе и остальным, что стал серьезным и самостоятельным мужчиной, которого к тому же сопровождала такая обаятельная спутница. В поездке Пабло продолжал любоваться красотой своей пассии и постоянно писал ее портреты. Однако в некоторых работах, таких как «Гарем», прозвучали отголоски новых течений в их отношениях. Здесь с Фернанды Пикассо написал все четыре женские фигуры, но это не образы его любимой женщины. Это образы отстраненных красавиц, которыми любуются другие.

Мода и культура

Вы здесь

Голубой и розовый период в творчестве П. Пикассо

Акробат и молодой Арлекин 1905

«Голубой» и «розовый» периоды в творчестве испанского художника Пабло Пикассо — это время формирования индивидуального стиля художника. В это время происходит отход от импрессионизма, наследования стилистик Тулуз-Лотрека, Дега и других известных художников.

«Голубой» период (1901-1904)

Свое название он получил из-за общей тональности картин, выполненных в сине-голубой гамме, объединенных настроением отчаяния и одиночества. Одними из первых работ этого периода стали «Автопортрет» (1901) и «Любительница абсента» (1901). Большая часть героев картин Пикассо – это представители низших слоев общества, обездоленные, больные или порочные люди. Среди более поздних «голубых» работ стоит отметить картины «Голова женщины» (1902-1903), «Завтрак слепого» (1903), «Старый еврей с мальчиком» (1903), «Гладильщица» (1904). В эстетическом отношении важным является переход к новым способам изображения, исключение из композиции лишних деталей, и ряд других решений, позволяющих сосредоточить внимание зрителя на эмоциях, вызываемых картиной. В тоже время в полной мере считать эти работы Пикассо самобытными нельзя, т.к. в них частично использованы мотивы и приемы, характерные для испанской живописи. На формирование такого эмоционального настроя картин сильно повлияли жизненные реалии. Начало «голубого» периода связано с самоубийством близкого друга художника Карлоса Касагемаса в 1901 году. Близость смерти, одиночество, вынужденное возвращение в Барселону в 1903 году из-за нехватки средств оказали влияние на депрессивность картин.

«Девочка на шаре» — равновесие между жизнью и смертью

Девочка на шаре. 1905

Эта картина, написанная в 1905 году, является характерным произведением переходного периода. Времени, когда боль, отчаяние и страдание в картинах художника постепенно уходят, их заменяет интерес к живым человеческим радостям, олицетворением которых стали циркачи и артисты. Содержание этого произведения, построенного на контрастах (движение и статика, девочка и атлет, легкость и тяжесть и др.), вполне соответствует символике перехода между горечью смерти и радостями жизни.

«Розовый» период (1904 — 1906)

Постепенный переход к «розовому» периоду в творчестве обозначился еще 1904 году, когда в жизни художника стали происходить позитивные перемены: переезд в кипучий центр авангардной жизни – в общежитие художников на Монмартре, влюбленность в Фернанду Оливье, знакомство со множеством интересных людей, среди которых были Матисс и Гертруда Стайн. Главной темой работ этого периода, выполненных розовых, красных, жемчужных тонах становятся комедианты цирка Медрано. Картины отличаются разнообразием сюжетов, динамикой и движением. При этом художник продолжает развивать индивидуальный стиль, сформированный еще в «голубом» периоде. К этому времени относятся работы «Акробат и молодой Арлекин» (1905), «Семейство комедиантов» (1905), «Шут» (1905) и др. В конце «розового» периоа в картинах Пикассо появляются образы, навеянные античными мифами: «Девочка с козлом» (1906), «Мальчик, ведущий лошадь» (1906), проявляется интерес к изображению обнаженной натуры «Причесывание» (1906), Обнаженный мальчик (1906).

Читать еще:  Английская роза уход и выращивание

Эволюция стиля живописи Пабло Пикассо

Картины «классического» периода

На протяжении всей жизни любого художника по обыкновению прослеживается изменение почерка, характера или даже стиля. Это явление можно заметить и у самых знаменитых живописцев — от почти что вынужденного перехода Моне к абстракции в конце жизни, до перехода Ван Гога к ярко выраженной цветовой палитре. Хотя подобные изменения характерны для большинства мастеров живописи, особенно сильно они наблюдаются в картинах Пабло Пикассо.

Его карьера, которая охватывала почти 80 лет, имела успех не только в живописи, но и в скульптуре, керамике, дизайне и сценической деятельности. Поэтому стремление Пикассо к экспериментам неудивительно. Для прослеживания стилистической эволюции Пабло Пикассо искусствоведы разделяют его творчество на несколько периодов: «ранний период», «голубой период», «розовый период», «африканский период», «кубизм», «классический период», «сюрреализм», военный и послевоенный периоды и период поздних работ.

Ранний период

Пикассо начал писать в раннем детстве — в его первых картинах образы обладали максимальным сходством с оригиналом, как и цветовая палитра.

«Портрет матери художника», 1896 год

«Знание и милосердие», 1897 год

Картины раннего периода

«Голубой» период

С 1902 года Пабло Пикассо начал писать в стиле, в котором были ярко выражены темы старости, смерти, нищеты и печали. В цветовой палитре художника начали преобладать голубые оттенки. В этот период Пабло писал, в основном, образы низших слоёв общества: алкоголиков, проституток, нищих и других людей.

«Свидание (Две сестры)», 1902 год

«Завтрак слепого», 1903 год

Картины «голубого» периода

«Розовый» период

В 1904 году Пабло Пикассо начал отдавать предпочтение розовым тонам, создавая образы из мира театра и цирка. Его персонажами стали в основном бродячие артисты — клоуны, акробаты или танцовщики.

«Акробат и молодой Арлекин», 1905 год

«Акробаты (Мать и сын)», 1905 год

Картины «розового» периода

«Африканский» период

Короткий период, который пришёлся на 1907-1908 годы, был навеян архаичным искусством Африки, с которым Пикассо познакомился на выставке в музее Трокадеро. Для художника это стало настоящим открытием — простые, а где-то даже примитивные, формы древних скульптур показались Пабло Пикассо удивительной особенностью, которая несла в себе огромный художественный заряд.

«Авиньонские девицы», 1907 год

«Автопортрет», 1907 год

Картины «африканского» периода

Кубизм

Увлечение африканской скульптурой привели Пабло к абсолютно новому жанру. Отказ от реалистичной имитации окружающего мира привёл художника к упрощению очертаний человеческих образов и предметов, которые затем стали превращаться в геометрические блоки. Вместе с французским художником Жоржем Брако, Пабло Пикассо стал родоначальником кубизма — направление, отвергающее традиции натурализма.

«Скрипка и гитара», 1913 год

«Портрет Амбруаза Воллара», 1915 год

«Классический» период

На переход с кубизма на живопись, которая была бы более «читаемой», повлияли как внутренняя потребность Пикассо, так и внешние факторы. В этот период художник сотрудничал с балетной труппой Сергея Дягилева, а также женился на Ольге Хохловой. Не удивительно, что она хотела бы узнавать себя в портретах, но одно лишь пожелание жены никак не повлияло бы на творчество Пикассо, если бы не его тяга к переменам.

Портрет Ольги в кресле, 1917 год

Купальщицы, 1918 год

Картины «классического» периода

Сюрреализм

Знакомство с Марией Терезой Вальтер, а также общение с сюрреалистами, повернули Пабло Пикассо в сторону сюрреализма. Переход к этому направлению можно описать его же выражением: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».

Фигуры на пляже, 1931 год

Женщина с цветком, 1932 год

Война и послевоенный период

Нависшая над Европой угроза, а также страх перед войной, заставили Пикассо если не прямо отражать настроение на полотне, то придавать картинам мрачность и трагизм. Послевоенное же творчество художника можно назвать счастливым — в работах художника прослеживается остроумие и отсутствие мрачных сюжетов.

«Плачущая женщина», 1937 год

«Палома с целлулоидной рыбой», 1950 год

Картины военного и послевоенного периодов

Поздние работы

Вплоть до своей смерти Пабло Пикассо продолжал рисовать. Однако, в отличие от его предыдущих работ, произведения, созданные в это время, не классифицируются в определенный стиль, так как многие его работы включают в себя разнообразные элементы прошлых периодов. Работы последних 15 лет творчества Пикассо очень разнообразны и неравны по качеству.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector